Рекомендации для родителей по организации
безопасного информационного пространства ребенка
Интернет для современного ребенка это его естественная среда уже с 2-
3-х лет и он, Интернет, так быстро и органично вписывается в жизнь
малыша, что мамы и папы, а особенно дедушки и бабушки не могут
нарадоваться талантам чудо-ребенка. А стоит ли?
Интернет грозит нам угрозами и потерей времени. В Интернете
существует большое количество опасностей: онлайн-гемблинг, онлайн-
лудомания,
киберниомания,
киберкомуникативная
зависимость,
киберсексуальная зависимость, икстинг, навязчивый веб-серфинг, сайты
агрессивной направленности, аддективный фанатизм, хакерство, гаджет-
аддикция, кибебулинг, гриферы, кибергруминг, вирусы, различные формы
мошенничества: фишинг, вишинг, фарминг (для расшифровки всех этих
понятий смотри
Азбуку опасностей Интернета
). Вам не страшно? Что же
делать ребенку, как жить в этом страшном и опасном мире Интернета?
Здесь впору прислушаться к вредному совету от Григория Остера:
«Руками никогда, нигде не трогай ничего,
Не впутывайся ни во что и никуда не лезь,
В сторонку тихо отойди
И тихо стой, не шевелясь
До старости твоей».
Понятно, что жить так наш ребенок не сможет – и вредный совет он и
есть вредный совет – послушай и сделай наоборот.
Интернет - это окно в мир, мощная образовательная среда, где ребенок в
короткое время может научиться многому, увидеть интересное и полезное
видео и фото, познакомиться с музыкальными и художественными
произведениями – стать за короткое время образованным человеком в
интересующей его области.
Что же выбрать?
Выбираем работу в сети Интернет, но делаем ее безопасной.
Возможно ли такое? Кто должен следить за безопасностью детей в
Интернете? А кто обычно следит вообще за безопасностью ребенка:
родители – дома, учителя в школе. Об этом нельзя забывать ни тем, ни
другим. Нельзя пускать детей в Интернет, не объясняя, какие опасности там
их поджидают.
Не запрещать, а объяснять!
Важно осознать ответственность родителей в сложном вопросе
организации безопасного Интернета дома
: Нужно понимать, что ребенок в
силу своих психологические особенности (недостаточная развитость
саморегуляторных механизмов, слабый волевой и эмоциональный контроль,
импульсивность поведения) становится наиболее уязвимыми для
информационных и программно-технических угроз. Дети не могут реально
оценить уровень достоверности и безопасности материалов, содержащихся в
Интернет-пространстве.
Следует помнить, что отношение ребёнка к компьютеру и Интернету
формируют взрослые, личным примером подтверждая правильность своего
выбора
. Родители должны, прежде всего, решить, для чего нужен семье
компьютер: для работы, учебы, общения или только для игр. А может быть
для того, чтобы перенаправить интересы ребёнка с «полной опасностей»
улицы в киберпространство, где вроде бы никаких реальных опасностей не
существует? Так ли это?
Что должен делать родитель, чтобы защитить своего ребенка в
виртуальном мире:
1)
Нужно знать…
2)
Нужно рассказать…
3)
Нужно установить…
Итак, что-же нужно знать?
Часто из-за того, что дети и подростки более «продвинуты» в
техническом плане, они легко могут обойти запреты родителей и устранить
некоторые средства родительского контроля. Поэтому взрослым сначала
необходимо самим освоить азы онлайн-грамотности, а затем научить
правилам нетикета (этикет общения в Интернете) и компьютерной
безопасности своего ребёнка, при чем сделать это в той форме, которая
соответствует возрасту ребенка и кругу его интересов. Для этого узнайте
больше о возможностях и угрозах всемирной Сети.
О возрастных особенностях
Если ребенку от 5-ти до 8 лет
Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Именно поэтому
дети очень любят играть, в том числе и в компьютерные игры. Не смотря на
пользу, которую оказывают игры, особенно развивающие и обучающие,
следует помнить, что доля развлекающих игр в жизни ребёнка не должна
превалировать, поскольку это может вызвать неравномерность развития,
задержку формирования готовности к обучению и даже привести к
компьютерной зависимости.
Найдите с ребенком вместе интересные для его возраста контены,
развивающие игры. Так например, Олимпийская чемионка Окчана Дурова
вместе со своим 7-милетним ребенком использует сеть «Смешарики», где в
игровой форме учат как заходить в сеть, регистрироваться и праилам
сетевого общения
Если ребенку 8-10 лет
Особый интерес вызывают ролевые и логические игры, а также игры,
которые носят соревновательный характер. В этом возрасте ребёнок легче
усваивает сложный учебный материал. Помочь в этом может использование
обучающих и развивающих программ. Дети этого возраста стремятся
самостоятельно исследовать окружающий мир, удовлетворяя интерес к
познанию, в том числе и с помощью Интернета. Телеведущая Тутта Ларсен
рассказывает, что однажды вместе со своим сыном в Интернете
познакомилась с делом прадеда – сталеварением. Этот вопрос очень
интересовал сына. За короткое время с помощью видео, фото в
занимательной форме они узнали технологию сталеварения. Важно в этом
возрасте организовывать вместе с детьми увлекательные познавательные
онлайн экскурсы, чтобы ребенок знал, что существует место, где он может
получить ответ на интересующие иго вопросы: какие бабочки водятся в
Аргентине, когда пролетающая комета будет видна с балкона и т.д.
Если ребенку 11-15 лет
Подростковый период является переходным: идёт биологическое и
половое созревание организма, психическое развитие, возникает новый
уровень самосознания, происходит социализация личности.
Дети этого возраста стремятся к самостоятельности и признанию
товарищей, расширению собственных прав, желают занять достойное место в
группе сверстников. Особую роль начинает играть самооценка личности. В
этот период особый интерес вызывают Интернет-ресурсы, позволяющие
подростку общаться с реальными и виртуальными знакомыми, а также
развлекательные и образовательные участки Сети.
Дети периода взросления уже знают о том, какая информация
содержится в Интернет-пространстве и нередко стремятся исследовать эти
ресурсы в обход запретам родителей. Дети 11-14 лет нуждаются в контроле
родителей, но уже проявляют самостоятельность, поэтому очень важно
обучить их компьютерной грамотности и правилам безопасной работы в
Сети, поскольку они могут входить в Интернет в школе, Интернет-кафе или у
товарищей, где внешний контроль будет отсутствовать. Нужно развивать
внутренний контроль ребёнка и приучать его к ответственному поведению в
Сети в целях собственной безопасности. Установив доверительные,
дружеские отношения с ребёнком Вы сможете лучше контролировать его
сетевую активность, повысив, тем самым, уровень его безопасности.
Именно в этом возрасте возможно формирование Интернет-
зависимости. При этом не нужно запрещать, а важно создать
альтернативные интересы и обязанности для Вашего ребёнка:
посещение кружка по интересам или спортивной секции;
хобби;
уборка своей комнаты;
уход за животными или домашними растениями;
помощь младшим в подготовке уроков и т. д.
Если ребенку 16-18 лет
В этом возрасте подростков отличает эмоциональная неустойчивость,
повышенная ранимость, необъективное восприятие действительности, они
склонны к идеализации чувств дружбы, любви и сексуальных отношений.
Для лиц этого возраста характерны переживания, связанные с собственной
внешностью, принятием их сверстниками, признанием окружающими их
способностей и умений. Ребёнок по-новому начинает смотреть на
окружающее – предметы, явления, людей, мир в целом. Подростки ищут
себя, поэтому нередко испытывают чувство одиночества и не ощущают себя
членами общества. Поиск собственного круга общения подростком идет
параллельно его психологическому отделению от родителей. В
киберпространстве они удовлетворяют свою потребность в общении и
находят друзей.
Подростки 15-18 лет технически образованы и хорошо ориентируются в
Интернете. Не смотря на самостоятельность и независимость, они всё же
нуждаются в напоминании о правилах поведения в Сети и мерах
предосторожности. Будьте ближе со своим ребенком, знайте чем он живет,
интересуйтесь его сетевыми знакомствами, старайтесь быть в курсе сайтов,
которые посещает ваш ребенок. [5]
О компьютерных играх
Виртуальный игровой мир, в отличие от реального, отличает
обратимость событий (сохранение игры, возможность переиграть событие),
прогнозируемость игры, её составляющих и событий (например, выбор
уровня, противника, оружия, места действия и т. д.). Наличие способностей,
невозможных в реальном мире: множественность жизней, отсутствие
физических законов (например, гравитации, плотности, скорости),
физиологических особенностей (способности испытывать боль, усталость),
базовых потребностей (потребность в сне, отдыхе, пище и т. д.).
Компьютерные игры учат детей жить по иным правилам, где отсутствует
необходимость соблюдения единых для всех норм и законов (в том числе и
законов природы).
В виртуальном мире снимаются запреты и ограничения морально-
этического и социального планов. Дети на подсознательном уровне отвыкают
от фундаментальных вещей: необходимости соблюдения единых,
установленных для всех, правил, неизбежности наказания за агрессивное
поведение и нарушение закона, единства пространственно-временного
континуума, и т. д. Увлечённость агрессивными играми приводит к тому, что
дети начинают применять подобные методы решения проблем в реальной
жизни.
Длительное пребывание за компьютером в статичном положении
вызывает нарушение кровообращения и провоцирует появление застойных
явлений в организме ребёнка, что, в свою очередь, способствует
возникновению или обострению заболеваний опорно-двигательного
аппарата,
желудочно-кишечного
тракта,
сосудистым
нарушениям.
Концентрация взгляда на экран монитора и неправильное освещение
оказывают негативное влияние на зрение.
Многие родители считают компьютерные игры абсолютно безобидными
и даже полезными. Компьютерные игры, используемые в разумных пределах,
действительно обладают некоторым психотерапевтическим эффектом и
способствуют снятию напряжения, стресса, снижению уровня тревожности и
ослаблению депрессивных состояний. Однако, в случае злоупотребления,
компьютерные игры приводят к прямо противоположному эффекту, вызывая
повышение уровня тревожности, раздражительности, агрессивности,
способствуют полному уходу от реальности и образованию психологической
зависимости».
Об угрозах
Исследования показвли, что только 11% родителей знают о таких онлайн
угрозах, как взрослый контент, азартные игры, онлайн-насилие,
мошенничестве. Чтобы начать защиту нужно конечно знать о возможных
угрозах
Можно разбить угрозы на следующие группы - Интернет зависимость,
Интернет преследования, мошенничество и заражение компьютера
вредоностным ПО. Примеры угроз представлены в
Азбуке опасности
Интернета.
Что нужно рассказать?
[5]
Для начала обсудите с ребенком простые
семейные правила онлайн-
безопасности
.
Семейная онлайн-безопасность – ответственность каждого
.
Разъясните важность сохранения своей и чужой конфиденциальной
информации. Личной информацией могут воспользоваться злоумышленники.
Поэтому нельзя выкладывать в Интернете информацию о семье, ее
финансовых делах, адреса проживания и учебы, номера телефонов,
кредитной карты или банковские данные. Также нежелательно размещать
личные и семейные фотографии на публичных форумах, сайтах. Никогда
никому, кроме своих родителей, нельзя выдавать пароли Интернета (даже
лучшим друзьям).
Научите детей вести себя в Интернете – как в реальной жизни
.
Точно так же, как в жизни, в Сети нужно вести себя вежливо, не делать чего-
либо, что может обидеть других людей или противоречит закону. Объясните
детям, что в Сети следует вести себя корректно, с уважением относиться к
людям и к их авторским правам. Незаконное копирование и распространение
материалов, являющихся чьей-либо собственностью, считается кражей.
Виртуальный собеседник может выдавать себя за другого
. Поэтому
нельзя назначать встречи с виртуальными знакомыми без разрешения
родителей. Объясните ребёнку, что в Сети могут находиться люди, не
являющиеся теми, за кого они себя выдают, поэтому не следует доверять
незнакомым людям и, тем более, ни в коем случае нельзя сообщать им
личную информацию .Дети в Интернете: какнаучить безопасности
ввиртуальном мире.
Виртуальный мир иногда стоит реальных денег
. Всегда нужно
выяснять, сколько стоят SMS на отдельные Интернет сервисы, ведь
стоимость SMS в онлайн-игре часто указывается без налогов – то есть может
быть больше. Если такая информация не ясна, нужно обращаться за советом
к родителям, которые помогут разобраться, сколько на самом деле будет
стоить SMS и так лиуж необходимо его отправить.
Спрашивать совета – можно и нужно.
Сообщите ребёнку, что он
может обратиться к Вам в любой ситуации, которая его беспокоит. Если в
Интернете (в сообщении электронной почты, на сайте, форуме, чате) что-
либо непонятно, тревожит или угрожает, всегда нужно обращаться за
помощью к родителям. Информация и услуги в Интернете не всегда
безопасны, поэтому прежде, чем загружать, устанавливать или сохранять
что-либо из Интернета, нужно получить разрешение родителей. Научите
проверять информацию из Сети с помощью дополнительных запросов и
обращения к проверенным источникам.
Изучите вместе с детьми инфографику (рис. 7-11) по вопросам
безопасности в Интернете.
Может что-то полезно будет распечатать и повесить перед глазами
ребенка
Рис 7
Рис 8
Рис. 9
Рис 10
Рис 11
Подпишите
семейный договор (соглашение)
он-лайн-безопасности
повесьте на видное место
.
Примерная форма договора (соглашения).
Семейное соглашение он-лайн-безопасности
Семьи ___________________________________________________________
Разрешается
пользоваться
учебными
порталами:
_________________________________________________________________
сайтами для развлечений (игры, музыка): _____________________________
другими сайтами: _________________________________________________
__________________________________________________________________
Папа может проводить в Интернете не более _______ в неделю.
Мама может проводить в Интернете не более _________ в неделю.
Ребенок ____________ может проводить в Интернете не более __________в
неделю
Ребенок ____________ может проводить в Интернете не более __________в
неделю
Интернетом в семье пользуются: все члены семьи. Поэтому
семейная
онлайн-безопасность – ответственность каждого
Я, _______________________ обязуюсь
Если кто-то досаждает или оскорбляет меня в сети:
________________________________________________________________
защищать личные данные следующим образом:
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
обязуюсь
в
сети
вести
себя
вежливо
__________________________________________________________________
Я, _________________буду проверять историю посещенных страниц не реже
_______________________________,
Для контроля за работой на семейном совете принято установить установить
и настроить следующее программное обеспечение:
1.
Антивирус__________________________________
2.
Фильтрацию_________________________________
Что нужно установить и настроить?
1.
Настроить на
безопасную работу в Интернете ваш браузер
(программа выхода в сеть), например в
Google-Chrome
(Средства
безопасности в справочном центре Chrome, рис.12)
Рис 12
2.
Настроить
безопасный поиск поисковой системы Google
.
Познакомится с
«Правилами и принципами»
(рис 13), установить
«
Настройки»
нижней панели окна поиска (рис 14)
Рис 13.
рис 14.
3.
Обязательно установить
антивирусное программное
обеспечение
необходимо для защиты компьютера от вирусов,
хакеров, спама, шпионского ПО, дозвонщиков и т.п. Программу
необходимо регулярно обновлять, чтобы обеспечить максимальную
защиту.
Примеры антивирусов:
Kaspersky
Internet
Security
http://www.kaspersky.ru/kaspersky_internet_security
(можно
настроить родительский контроль, создав отдельный профиль
для ребенка и задав ему параметры ограничения),
Panda
Internet
Security
2009
http://www.detionline.ru/ally.htm
(предотвращает
доступ
к
нежелательному веб-содержимому),
ESET Smart Security 4 http://eset.ua/products/home-
computers/eset-smart-security (можно настроить персональный
брандмауэр).
4.
Установите
программу родительского контроля
или
фильтра на запрещенные контенты. Речь идет о так называемом
«черном списке» запрещенных ресурсов, которые блокируются от
посещения.
Однако
уследить
за
их
изменениями
и
проконтролировать
все
небезопасные
сайты
практически
невозможно. Но существует и альтернатива – «белый список», то
есть безопасные, рекомендованные для детей сайты. Чтобы
подобрать наиболее простое и эффективное средство защиты, можно
попробовать и бесплатные программы, и демо-версии платных.
Важно помнить, что в Интернете есть мощная
поддержка центров
информационной безопасности
, которые помогут настроить и мобильные
устройства и компьютер, прийти на помощь по организации безопасного
Интернета дома.
Центр детской безопасности в информационном
обществе «Не Допусти!» (Центр безопасного Интернета в
России) – комплексный проект по защите детей в
современном мире с использованием
передовых технологий информационного общества
Билайн
реализует
программу
Интернет», которая сочетает информационный и
технологический
подходы
защиты
мобильных
телефонов
МТС
реализует
различные
инструменты
безопасности при работе в сети Интернет. На Портале
Безопасности МТС размещена актуальная информация о
киберугрозах и мошенничестве в глобальной Сети и
эффективных способах их предотвращения. Для
абонентов разработаны различные услуги информационной безопасности,
включая антивирусные программы, инструменты защиты от нежелательных
звонков и смс-сообщений и механизмы защиты детей.
Мегафон - российский оператор мобильной связи -
проводит в российских общеобразовательных школах
уроки «Мобильной грамотности». В рамках занятий
специалисты компании рассказывают школьникам о
мобильном этикете и потенциальных угрозах.
государственного университета имени М.В. Ломоносова
является одним из ведущих психологический центров.
Специалисты факультета совместно с экспертами Фонда
Развития Интернет поддерживают линию помощи “Дети
Онлайн”, в рамках которой консультируют детей и
взрослых по вопросам безопасного использования
Интернета.
Фонд Развития Интернет проводит специальные
исследования, которые посвящены изучению психологии
цифрового поколения России. Особое внимание уделяется
проблемам безопасности детей и подростков в Интернете.
Фонд разрабатывает и
реализует актуальные социальные проекты, направленные
на воспитание, развитие и поддержку различных детских аудиторий.
Национальный детский фонд является социальным партнером проекта
«Смешарики» – одного из популярных российских мультипликационных
брендов.