background image

Рекомендации для родителей по организации  

безопасного информационного пространства ребенка 

Интернет для современного ребенка это его естественная среда уже с 2-

3-х  лет  и  он,  Интернет,  так  быстро  и  органично  вписывается  в  жизнь 
малыша,  что  мамы  и  папы,  а  особенно  дедушки  и  бабушки  не  могут 
нарадоваться талантам  чудо-ребенка. А стоит ли?  

Интернет  грозит  нам  угрозами  и  потерей  времени.  В  Интернете 

существует  большое  количество  опасностей:    онлайн-гемблинг,  онлайн-
лудомания, 

киберниомания, 

киберкомуникативная 

зависимость, 

киберсексуальная  зависимость,  икстинг,  навязчивый  веб-серфинг,  сайты 
агрессивной  направленности,  аддективный  фанатизм,  хакерство,  гаджет-
аддикция,  кибебулинг,  гриферы,  кибергруминг,  вирусы,  различные  формы  
мошенничества:  фишинг,  вишинг,  фарминг  (для  расшифровки  всех  этих 
понятий смотри 

Азбуку опасностей Интернета

). Вам не страшно? Что же 

делать ребенку, как жить в этом страшном и опасном мире Интернета? 

Здесь впору прислушаться к  вредному совету от Григория Остера: 

«Руками никогда, нигде не трогай ничего, 

Не впутывайся ни во что и никуда не лезь, 

В сторонку тихо отойди  

И тихо стой, не шевелясь  

До старости твоей». 

Понятно, что жить так наш ребенок не сможет  – и вредный совет он и 

есть вредный совет – послушай и сделай наоборот.  

Интернет - это окно в мир, мощная образовательная среда, где ребенок в 

короткое  время  может  научиться  многому,  увидеть  интересное  и  полезное 
видео  и  фото,  познакомиться  с  музыкальными  и  художественными 
произведениями  –  стать  за  короткое  время  образованным  человеком  в 
интересующей его области. 

Что же выбрать?  

Выбираем работу в сети Интернет, но делаем ее безопасной.  

Возможно  ли  такое?  Кто  должен  следить  за  безопасностью  детей  в 

Интернете?  А  кто  обычно  следит  вообще  за  безопасностью  ребенка: 
родители  –  дома,    учителя    в  школе.  Об  этом  нельзя  забывать  ни  тем,  ни 
другим. Нельзя пускать детей в Интернет, не объясняя, какие опасности там 
их поджидают.  

Не запрещать, а объяснять!  

Важно  осознать  ответственность  родителей  в  сложном  вопросе 

организации безопасного Интернета дома

:  Нужно понимать, что ребенок в 

силу  своих  психологические  особенности  (недостаточная  развитость 


background image

саморегуляторных механизмов, слабый волевой и эмоциональный контроль, 
импульсивность  поведения)  становится    наиболее  уязвимыми  для 
информационных  и  программно-технических  угроз.  Дети  не  могут  реально 
оценить уровень достоверности и безопасности материалов, содержащихся в 
Интернет-пространстве. 

Следует помнить, что отношение ребёнка к компьютеру  и Интернету 

формируют взрослые, личным примером подтверждая правильность своего 
выбора

.  Родители  должны,  прежде  всего,  решить,  для  чего  нужен  семье 

компьютер: для работы, учебы, общения или только для игр. А может быть 
для  того,  чтобы  перенаправить  интересы  ребёнка  с  «полной  опасностей» 
улицы в  киберпространство, где вроде бы никаких реальных опасностей не 
существует? Так ли это? 

Что  должен  делать  родитель,  чтобы  защитить  своего  ребенка  в 

виртуальном мире: 

1)

 

Нужно знать…  

2)

 

Нужно рассказать… 

3)

 

Нужно установить… 

Итак, что-же нужно знать? 

Часто  из-за  того,  что  дети  и  подростки  более  «продвинуты»  в 

техническом плане, они легко могут обойти запреты родителей и устранить 
некоторые  средства  родительского  контроля.  Поэтому  взрослым  сначала 
необходимо  самим  освоить  азы  онлайн-грамотности,  а  затем  научить 
правилам  нетикета  (этикет  общения  в  Интернете)  и  компьютерной 
безопасности  своего  ребёнка,  при  чем  сделать  это  в  той  форме,  которая 
соответствует  возрасту  ребенка  и  кругу  его  интересов.  Для  этого  узнайте 
больше о возможностях и угрозах всемирной Сети.  

О возрастных особенностях 

Если ребенку от 5-ти до 8 лет 

Ведущей деятельностью дошкольников является  игра. Именно поэтому 

дети очень любят играть, в том числе и в компьютерные игры. Не смотря на 
пользу,  которую  оказывают  игры,  особенно  развивающие  и  обучающие, 
следует  помнить,  что  доля  развлекающих  игр  в  жизни  ребёнка  не  должна 
превалировать,  поскольку  это  может  вызвать  неравномерность  развития, 
задержку  формирования  готовности  к  обучению  и  даже  привести  к 
компьютерной зависимости. 

Найдите  с  ребенком  вместе  интересные  для  его  возраста  контены, 

развивающие  игры.  Так  например,  Олимпийская  чемионка  Окчана  Дурова 
вместе со своим 7-милетним ребенком использует сеть «Смешарики», где в 
игровой  форме  учат  как  заходить  в  сеть,  регистрироваться  и  праилам 
сетевого общения  

Если ребенку  8-10 лет 


background image

Особый  интерес  вызывают  ролевые  и  логические  игры,  а  также  игры, 

которые  носят  соревновательный  характер.  В  этом  возрасте  ребёнок  легче 
усваивает сложный учебный материал. Помочь в этом может использование 
обучающих  и  развивающих  программ.  Дети  этого  возраста  стремятся 
самостоятельно  исследовать  окружающий  мир,  удовлетворяя  интерес  к 
познанию, в том числе и с помощью  Интернета. Телеведущая Тутта Ларсен 
рассказывает,  что  однажды  вместе  со  своим  сыном  в  Интернете 
познакомилась  с  делом  прадеда  –  сталеварением.  Этот  вопрос  очень 
интересовал  сына.  За  короткое  время  с  помощью  видео,  фото  в 
занимательной  форме  они  узнали  технологию  сталеварения.  Важно  в  этом 
возрасте  организовывать  вместе  с  детьми  увлекательные  познавательные 
онлайн  экскурсы,  чтобы  ребенок  знал,  что  существует  место,  где  он  может 
получить  ответ  на  интересующие  иго  вопросы:  какие  бабочки  водятся  в 
Аргентине, когда пролетающая комета будет видна с балкона и т.д. 

Если ребенку 11-15 лет 

Подростковый  период  является  переходным:  идёт  биологическое  и 

половое  созревание  организма,  психическое  развитие,  возникает  новый 
уровень самосознания, происходит социализация личности. 

Дети  этого  возраста  стремятся  к  самостоятельности  и  признанию 

товарищей, расширению собственных прав, желают занять достойное место в 
группе  сверстников.  Особую  роль  начинает  играть  самооценка  личности.  В 
этот  период  особый  интерес  вызывают  Интернет-ресурсы,  позволяющие 
подростку  общаться  с  реальными  и  виртуальными  знакомыми,  а  также 
развлекательные и образовательные участки Сети.  

Дети  периода  взросления  уже  знают  о  том,  какая  информация 

содержится  в  Интернет-пространстве  и  нередко  стремятся  исследовать  эти 
ресурсы в обход запретам родителей. Дети 11-14 лет нуждаются в контроле 
родителей,  но  уже  проявляют  самостоятельность,  поэтому  очень  важно 
обучить  их  компьютерной  грамотности  и  правилам  безопасной  работы  в 
Сети, поскольку они могут входить в Интернет в школе, Интернет-кафе или у 
товарищей,  где  внешний  контроль  будет  отсутствовать.  Нужно  развивать 
внутренний контроль ребёнка и приучать его к ответственному поведению в 
Сети  в  целях  собственной  безопасности.  Установив  доверительные, 
дружеские  отношения  с  ребёнком  Вы  сможете  лучше  контролировать  его 
сетевую активность, повысив, тем самым, уровень его безопасности. 

Именно  в  этом  возрасте  возможно  формирование  Интернет-

зависимости.    При  этом  не  нужно  запрещать,  а  важно  создать 
альтернативные интересы и обязанности для Вашего ребёнка: 

 

посещение кружка по интересам или спортивной секции; 

 

хобби; 

 

уборка своей комнаты; 

 

уход за животными или домашними растениями; 


background image

 

помощь младшим в подготовке уроков и т. д. 

Если ребенку 16-18 лет 

В  этом  возрасте  подростков  отличает  эмоциональная  неустойчивость, 

повышенная  ранимость,  необъективное  восприятие  действительности,  они 
склонны  к  идеализации  чувств  дружбы,  любви  и  сексуальных  отношений. 
Для  лиц  этого  возраста  характерны  переживания,  связанные  с  собственной 
внешностью,  принятием  их  сверстниками,  признанием  окружающими  их 
способностей  и  умений.  Ребёнок  по-новому  начинает  смотреть  на 
окружающее  –  предметы,  явления,  людей,  мир  в  целом.  Подростки  ищут 
себя, поэтому нередко испытывают чувство одиночества и не ощущают себя 
членами  общества.  Поиск  собственного  круга  общения  подростком  идет 
параллельно  его  психологическому  отделению  от  родителей.  В 
киберпространстве  они  удовлетворяют  свою  потребность  в  общении  и 
находят друзей.  

Подростки 15-18 лет технически образованы и хорошо ориентируются в 

Интернете.  Не  смотря  на  самостоятельность  и  независимость,  они  всё  же 
нуждаются  в  напоминании  о  правилах  поведения  в  Сети  и  мерах 
предосторожности.  Будьте  ближе  со  своим  ребенком,  знайте  чем  он  живет, 
интересуйтесь  его  сетевыми  знакомствами,  старайтесь  быть  в  курсе  сайтов, 
которые посещает ваш ребенок. [5] 

О компьютерных играх 

Виртуальный  игровой  мир,  в  отличие  от  реального,  отличает 

обратимость  событий  (сохранение  игры,  возможность  переиграть  событие), 
прогнозируемость  игры,  её  составляющих  и  событий  (например,  выбор 
уровня, противника, оружия, места действия и т. д.). Наличие способностей, 
невозможных  в  реальном  мире:  множественность  жизней,  отсутствие 
физических  законов  (например,  гравитации,  плотности,  скорости), 
физиологических  особенностей  (способности  испытывать  боль,  усталость), 
базовых  потребностей  (потребность  в  сне,  отдыхе,  пище  и  т.  д.). 
Компьютерные  игры  учат  детей  жить  по  иным  правилам,  где  отсутствует 
необходимость соблюдения единых для всех норм и законов (в том числе и 
законов природы). 

В  виртуальном  мире  снимаются  запреты  и  ограничения  морально-

этического и социального планов. Дети на подсознательном уровне отвыкают 
от  фундаментальных  вещей:  необходимости  соблюдения  единых, 
установленных  для  всех,  правил,  неизбежности  наказания  за  агрессивное 
поведение  и  нарушение  закона,  единства  пространственно-временного 
континуума, и т. д. Увлечённость агрессивными играми приводит к тому, что 
дети  начинают  применять  подобные  методы  решения  проблем  в  реальной 
жизни. 

Длительное  пребывание  за  компьютером  в  статичном  положении 

вызывает  нарушение  кровообращения  и  провоцирует  появление  застойных 


background image

явлений  в  организме  ребёнка,  что,  в  свою  очередь,  способствует 
возникновению  или  обострению  заболеваний  опорно-двигательного 
аппарата, 

желудочно-кишечного 

тракта, 

сосудистым 

нарушениям. 

Концентрация  взгляда  на  экран  монитора  и  неправильное  освещение 
оказывают негативное влияние на зрение. 

Многие родители считают компьютерные игры абсолютно безобидными 

и даже полезными. Компьютерные игры, используемые в разумных пределах, 
действительно  обладают  некоторым  психотерапевтическим  эффектом  и 
способствуют снятию напряжения, стресса, снижению уровня тревожности и 
ослаблению  депрессивных  состояний.  Однако,  в  случае  злоупотребления, 
компьютерные игры приводят к прямо противоположному эффекту, вызывая 
повышение  уровня  тревожности,  раздражительности,  агрессивности, 
способствуют полному уходу от реальности и образованию психологической 
зависимости». 

Об угрозах  

Исследования  показвли,  что  только  11%  родителей  знают  о  таких  онлайн 
угрозах,  как  взрослый  контент,  азартные  игры,  онлайн-насилие, 
мошенничестве.  Чтобы  начать  защиту  нужно  конечно  знать  о  возможных 
угрозах 
Можно  разбить  угрозы  на  следующие  группы  -  Интернет  зависимость, 
Интернет  преследования,  мошенничество  и  заражение  компьютера 
вредоностным  ПО.  Примеры  угроз  представлены  в 

Азбуке  опасности 

Интернета. 

Что нужно рассказать? 

[5]

 

Для  начала  обсудите  с  ребенком  простые 

семейные  правила  онлайн-

безопасности

Семейная  онлайн-безопасность  –  ответственность  каждого

.

 

Разъясните  важность  сохранения  своей  и  чужой  конфиденциальной 
информации. Личной информацией могут воспользоваться злоумышленники. 
Поэтому  нельзя  выкладывать  в  Интернете  информацию  о  семье,  ее 
финансовых  делах,  адреса  проживания  и  учебы,  номера  телефонов, 
кредитной  карты  или  банковские  данные.  Также  нежелательно  размещать 
личные  и  семейные  фотографии  на  публичных  форумах,  сайтах.  Никогда 
никому,  кроме  своих  родителей,  нельзя  выдавать  пароли  Интернета  (даже 
лучшим друзьям). 

Научите  детей  вести  себя  в  Интернете  –  как  в  реальной  жизни

Точно так же, как в жизни, в Сети нужно вести себя вежливо, не делать чего-
либо, что может обидеть других людей или противоречит закону. Объясните 
детям,  что  в  Сети  следует  вести  себя  корректно,  с  уважением  относиться  к 
людям и к их авторским правам. Незаконное копирование и распространение 
материалов, являющихся чьей-либо собственностью, считается кражей. 


background image

Виртуальный  собеседник  может  выдавать  себя  за  другого

.  Поэтому 

нельзя  назначать  встречи  с  виртуальными  знакомыми  без  разрешения 
родителей.  Объясните  ребёнку,  что  в  Сети  могут  находиться  люди,  не 
являющиеся  теми,  за  кого  они  себя  выдают,  поэтому  не  следует  доверять 
незнакомым  людям  и,  тем  более,  ни  в  коем  случае  нельзя  сообщать  им 
личную  информацию  .Дети  в  Интернете:  какнаучить  безопасности 
ввиртуальном мире. 

Виртуальный  мир  иногда  стоит  реальных  денег

.  Всегда  нужно 

выяснять,  сколько  стоят  SMS  на  отдельные  Интернет  сервисы,  ведь 
стоимость SMS в онлайн-игре часто указывается без налогов – то есть может 
быть больше. Если такая информация не ясна, нужно обращаться за советом 
к  родителям,  которые  помогут  разобраться,  сколько  на  самом  деле  будет 
стоить SMS и так лиуж необходимо его отправить. 

Спрашивать  совета  –  можно  и  нужно.

  Сообщите  ребёнку,  что  он 

может  обратиться  к  Вам  в  любой  ситуации,  которая  его  беспокоит.  Если  в 
Интернете  (в  сообщении  электронной  почты,  на  сайте,  форуме,  чате)  что-
либо  непонятно,  тревожит  или  угрожает,  всегда  нужно  обращаться  за 
помощью  к  родителям.  Информация  и  услуги  в  Интернете  не  всегда 
безопасны,  поэтому  прежде,  чем  загружать,  устанавливать  или  сохранять 
что-либо  из  Интернета,  нужно  получить  разрешение  родителей.  Научите 
проверять  информацию  из  Сети  с  помощью  дополнительных  запросов  и 
обращения к проверенным источникам. 

 

 


background image

Изучите    вместе  с  детьми  инфографику  (рис.  7-11)  по  вопросам 

безопасности в Интернете.  

Может  что-то  полезно  будет  распечатать  и  повесить  перед  глазами 

ребенка 

 

 

Рис 7 

 


background image

 

Рис 8 

 

Рис. 9 


background image

 

Рис 10 

 

Рис 11 

 


background image

Подпишите 

семейный  договор  (соглашение)

 

он-лайн-безопасности 

повесьте на видное место

.

 

Примерная форма договора (соглашения). 

 

Семейное соглашение он-лайн-безопасности 

Семьи ___________________________________________________________ 
Разрешается 

пользоваться 

 учебными 

порталами: 

_________________________________________________________________ 

сайтами для развлечений (игры, музыка): _____________________________ 
другими сайтами: _________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

Папа  может проводить в Интернете не более _______ в неделю.  
Мама может проводить в Интернете не более  _________ в неделю. 
Ребенок ____________ может  проводить в Интернете не более __________в 
неделю   
Ребенок ____________ может  проводить в Интернете не более __________в 
неделю   
Интернетом  в  семье  пользуются:  все  члены  семьи.  Поэтому 

семейная 

онлайн-безопасность – ответственность каждого

 

Я, _______________________ обязуюсь  
Если кто-то досаждает или оскорбляет меня в сети: 

________________________________________________________________ 

защищать личные данные следующим образом:  

_________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

обязуюсь 

в 

сети 

вести 

себя 

вежливо 

__________________________________________________________________ 

Я, _________________буду проверять историю посещенных страниц не реже  
_______________________________, 

Для контроля за работой  на семейном совете принято установить установить 
и настроить следующее  программное обеспечение: 

1.

 

Антивирус__________________________________ 

2.

 

Фильтрацию_________________________________ 

Что нужно установить и настроить? 


background image

1.

 

Настроить на 

безопасную работу в Интернете ваш браузер

 

(программа  выхода  в  сеть),  например  в 

Google-Chrome

  (Средства 

безопасности в справочном центре Chrome, рис.12) 

 

 

Рис 12

 

2.

 

 Настроить 

безопасный поиск поисковой системы Google

Познакомится  с 

«Правилами  и  принципами» 

(рис  13),  установить 

«

Настройки» 

нижней панели окна поиска (рис 14) 

 

Рис 13. 


background image

 

рис 14. 

3.

 

Обязательно  установить 

антивирусное  программное

 

обеспечение

  необходимо  для  защиты  компьютера  от  вирусов, 

хакеров,  спама,  шпионского  ПО,  дозвонщиков  и  т.п.  Программу 
необходимо  регулярно  обновлять,  чтобы  обеспечить  максимальную 
защиту. 

Примеры антивирусов: 

 

Kaspersky 

Internet 

Security 

http://www.kaspersky.ru/kaspersky_internet_security 

(можно 

настроить  родительский  контроль,  создав  отдельный  профиль 
для ребенка и задав ему параметры ограничения), 

 

Panda 

Internet 

Security 

2009 

http://www.detionline.ru/ally.htm 

(предотвращает 

доступ 

к 

нежелательному веб-содержимому), 

 

ESET  Smart  Security  4  http://eset.ua/products/home-

computers/eset-smart-security  (можно  настроить  персональный 
брандмауэр). 

4.

 

Установите 

программу  родительского  контроля

  или 

фильтра  на  запрещенные  контенты.  Речь  идет  о  так  называемом 
«черном  списке»  запрещенных  ресурсов,  которые  блокируются  от 
посещения. 

Однако 

уследить 

за 

их 

изменениями 

и 

проконтролировать 

все 

небезопасные 

сайты 

практически 

невозможно.  Но  существует  и  альтернатива  –  «белый  список»,  то 
есть  безопасные,  рекомендованные  для  детей  сайты.  Чтобы 
подобрать наиболее простое и эффективное средство защиты, можно 
попробовать и бесплатные программы, и демо-версии платных. 


background image

Важно  помнить,  что  в  Интернете  есть  мощная 

поддержка  центров 

информационной  безопасности

,  которые  помогут  настроить  и  мобильные 

устройства  и  компьютер,  прийти  на  помощь  по  организации  безопасного 
Интернета дома. 

 

Центр  детской  безопасности  в  информационном 

обществе  «Не  Допусти!»  (Центр  безопасного  Интернета  в 
России)  –  комплексный  проект  по  защите  детей  в 
современном мире с использованием 

передовых технологий информационного общества 

Билайн 

реализует 

программу 

«Безопасный 

Интернет»,  которая  сочетает  информационный  и 
технологический 

подходы 

защиты 

мобильных 

телефонов 

МТС 

реализует 

различные 

инструменты 

безопасности  при  работе  в  сети  Интернет.  На  Портале 
Безопасности  МТС 
размещена  актуальная  информация  о 
киберугрозах  и  мошенничестве  в  глобальной  Сети  и 
эффективных  способах  их  предотвращения.  Для 

абонентов  разработаны  различные  услуги  информационной  безопасности, 
включая антивирусные программы,  инструменты  защиты  от  нежелательных 
звонков и смс-сообщений и механизмы защиты детей. 

Мегафон  -  российский  оператор  мобильной  связи  - 

проводит  в  российских  общеобразовательных  школах 
уроки  «Мобильной  грамотности».  В  рамках  занятий 
специалисты  компании  рассказывают  школьникам  о 
мобильном этикете и потенциальных угрозах. 

Факультет 

психологии 

Московского 

государственного  университета  имени  М.В.  Ломоносова 
является  одним  из  ведущих  психологический  центров. 
Специалисты  факультета  совместно  с  экспертами  Фонда 
Развития  Интернет  поддерживают  линию  помощи  “Дети 
Онлайн”,  в  рамках  которой  консультируют  детей  и 
взрослых  по  вопросам  безопасного  использования 

Интернета.

 

Фонд  Развития  Интернет  проводит  специальные 

исследования,  которые  посвящены  изучению  психологии 
цифрового поколения России. Особое внимание уделяется 
проблемам безопасности детей и подростков в Интернете.  

Национальный 

Детский 

Фонд разрабатывает  и 

реализует актуальные социальные проекты, направленные 

на  воспитание,  развитие  и  поддержку  различных  детских  аудиторий. 


background image

Национальный  детский  фонд  является  социальным  партнером  проекта 
«Смешарики»  –  одного  из  популярных  российских  мультипликационных 
брендов.